Аэродром Кстово-Восточный

Аэродром Кстово-Восточный

Навигация

Система управления

Учебные материалы. Общий теоретический курс начинающему пилоту

Урок 1. Вводный. Общие сведения. Просто о важном и главном.

Каждый пилот начинает с теоретического обучения. Активно слушая, наблюдая, читая и тренируясь в процессе теоретического обучения, мы можем лучше использовать наше полетное время. Разбор прошлых учебных полетов и подготовка к следующим повышают эффективность обучения. Для того, чтобы извлечь максимальную пользу из каждого часа пребывания в воздухе, вы должны быть хорошо подготовлены. В этом и заключается цель обучения. Здесь мы постараемся ответить на многие ваши вопросы и может побудить вас задавать вашему инструктору дополнительные вопросы. А такой диалог весьма ценен.
Для того, чтобы научиться летать, не требуется много времени: через первые 20 часов полетного времени вы освоите основные навыки, и совершите ваш первый самостоятельный полет, что явится большим достижением. Поскольку тренировочный период такой непродолжительный, вы должны освоить правильные приемы и навыки с самого начала. Характер навыков, психологические установки и дисциплина, сформировавшиеся за первые несколько часов полетов, останутся с вами в течение всей вашей летной практики. Освойте их как следует.
Старайтесь лететь как можно чаще. При ежедневных полетах (особенно перед вашим первым самостоятельным полетом) эффективность закрепления навыков повышается и отпадает необходимость неоднократного повторения пройденного. Чем больше вы летаете, тем больше вы приобретаете уверенности и навыков. Вначале, возможно, у вас будет несколько повышенная чувствительность к перемещению в пространстве и вы будете ощущать некоторое беспокойство. Это нормально. Условия полѐта являются для вас новым, неизвестным опытом и поэтому вполне естественно ощущать при этом определенные опасения, которые исчезают по мере вашего привыкания к этой окружающей среде. Итак, начнем:

Как летает самолет

Учебно-тренировочный самолет для начального обучения отличается простотой конструкции и эксплуатации. Основными органами управления самолета являются:
• штурвал управления (или ручка управления), служащие для поднятия или опускания носа самолета и выполнения виражей;
• руль направления, служащий для координации движения самолета (благодаря ему хвост самолета "следует" за его носом, и самолет летит в нужном направлении; и
• рычаг управления двигателем (РУД), служащий для регулирования мощности двигателя.
Самые большие и самые быстрые самолеты имеют такие же основные органы управления, что и ваш учебный самолет.
Пилот управляет самолетом путем установки пространственного положения самолета (положения носа самолета относительно горизонта), конфигурации (положения закрылков и шасси) и силы тяги. Как видите, всѐ очень просто. Определенная комбинация этих установок обеспечивает определенную траектории полета и скорость. Вам необходимо изучить эти установки для вашего самолета. После их изучения Вы сможете выполнять четыре основные типа маневров:
• взлет, наборы высоты;
• горизонтальный полет по прямой;
• развороты;
• снижение и посадка.
Пилот использует штурвал (или ручку) управления, руль и рычаг управления двигателем для установки пространственного положения самолета и мощности двигателя для регулирования скорости и траектории полета самолета.
Можно сказать, что профиль полета – это комбинация вышеназванных основных маневров. Полетные ограничения (ограничения по скорости и высоте) определяются тем, что называется областью полетных режимов самолета. 

Максимальная и минимальная скорость

Максимальная скорость самолета в горизонтальном полѐте ограничена мощностью двигателяи профилем самолета. Однако, при пикировании самолет может развить бòльшую скорость, поэтому, чтобы избежать разрушения планера, для самолета указывается максимально допустимая скорость. Минимально допустимая скорость называется скоростью сваливания. Она определяется максимальным углом атаки крыла, за пределами которого подъемная сила уменьшается и самолет начинает падать (это
весьма схоже с минимальной скорость велосипеда, когда становится невозможно удерживать его вертикальное положение).

Максимальная высота

Максимальная высота ограничена особенностью двигателя и способностью пилота дышать более разреженным воздухом. Кабины больших самолетов герметизированы, что позволяет поддерживать необходимую "высоту" в кабине (давление воздуха, соответствующее определенной высоте).

Учебные полеты

Из-за шума, рабочей нагрузки и отвлекающих факторов кабина является не самым подходящим местом для учебного процесса, поэтому всесторонняя предполетная подготовка имеет существенное значение. Для каждого учебного тренировочного полета вы должны иметь ясную цель и должны быть мысленно подготовлены для еѐ достижения. В идеале учебный полет должен быть иллюстрацией принципов, которые Вы уже усвоили, а не рядом неожиданных для вас событий. Всѐ, чему вас обучают в воздухе, должно быть предварительно объяснено и обсуждено на земле. Вашей целью является достижение (под руководством вашего инструктора) такого стандарта, когда вы сможете:
 демонстрировать трезвый расчѐт, самодисциплину и летное мастерство (здравый смысл и правильные приѐмы);
 применять ваши знания в области аэронавигации;
 безопасно пилотировать самолет в пределах его эксплуатационных ограничений;
 демонстрировать вашу способность управлять самолетом уверенно, плавно, последовательно и точно выполняя все маневры или процедуры.
Летчик-инструктор должен видеть, что вы принимаете решения и справляетесь с любыми нештатными ситуациями без его подсказок. Предполагается, что вы должны взять управление самолетом полностью на себя. Тогда он будет знать, что вы можете безопасно летать самостоятельно.
Летное мастерство – это понятие, включающее в себя множество вещей: навыки пилотирования самолета, глубокие знания, здравый смысл, осторожность, внимательность и быстроту реакции. Оно приходит благодаря правильному психологическому настрою, тренировкам и опыту и является высшим критерием пилота.

Совершенствование летного мастерства

Научиться летать на самолете может любой средний человек. Любой средний человек также может стать настоящим пилотом. Для того, чтобы просто научиться летать, не требуется углубленного образования в специальном учебном заведении. Для ведения радиосвязи вам необходимы минимальные знания русского, ну иногда и английского языка с достаточно четким произношением, знания основ математики. Наиболее важное качество, которое курсант может приобрести и развить, является его отношение к полетам, т.е. то, насколько обстоятельным, точным, последовательным и профессиональным пилотом он решил стать. В этой решимости заключается отличие между просто научиться летать и желанием стать пилотом выше среднего класса.
Мы стремимся сделать обучение интересным, красочным и содержательным, мотивировать курсантов, чтобы они легко усваивали изучаемый материал и понимали его достаточно хорошо, чтобы объяснить главные идеи своими собственными словами.
Новый материал преподносится курсантам, исходя из уже полученных знаний и опыта с применением модульного подхода к обучению.
Летчик-инструктор, особенно самый первый, играет определяющую роль в жизни будущего пилота. То, чему курсант научился в самом начале своего обучения, останется в его памяти навсегда. Инструктор знает, что курсант всегда будет учиться на его примере. Они будут делать то, что делает инструктор, а не то, что он говорит. Если инструктор аккуратны, профессиональны и осмотрительны, они переймут у вас эти качества, видоизменив их сообразно своей индивидуальности. Помните, что Вы находитесь под непрерывным внимательным наблюдением. Наилучший способ научить Ваших учлѐтов, как стать хорошим пилотом – показать это на своем примере. Мы желаем Вам успеха в обучении Ваших учлѐтов.

Урок 2. 

• основные компоненты учебно-тренировочного самолета первоначального обучения; и
• системы, органы управления и приборы, используемые пилотом.

Планер.

Рисунок 1 Учебно-тренировочный самолет ЦеснаКонструкция самолета называется планером.

Он состоит из фюзеляжа, к которому прикреплены консоли крыла, хвостовое оперение, шасси и двигатель. 

Рисунок 2 Части самолета

 

Благодаря поступательному движению самолета воздушный поток над крылом порождает аэродинамическую силу, известную как аэродинамическая подъѐмная сила, способную преодолеть силу тяжести (вес), поддерживая таким образом самолет в воздухе. Самолет может даже некоторое время лететь без силы тяги, если перевести его в планирование – его инерция движения вперед в комбинации с силой тяжести продолжают обеспечивать его перемещение по воздуху, в результате чего крылья создают подъѐмную силу. Однако, в этом случае траектория неизбежно будет нисходящей. При отсутствии восходящих воздушных потоков сила тяги необходима для выполнения горизонтального полета, разворотов и полета с набором высоты.

С помощью подъѐмной силы самолет удерживается в воздухе. С помощью силы тяги самолет перемещается по воздуху.

Хвостовое оперение самолета расположено позади основных несущих отсеков фюзеляжа и создает уравновешивающую или стабилизирующую силу аналогично оперению стрелы. Хвостовое оперение состоит из вертикальной части (киля) и горизонтальной части (стабилизатора), форма которых обеспечивает создание стабилизирующих сил. Пилот и пассажиры размещаются в кабине, обычно в ряд; при этом пилот (или командир экипажа в самолете с экипажем из двух человек) сидит слева.

Органы управления самолетом 

Органы управления и приборы, обеспечивающие безопасное и эффективное управление самолетом и его системами, а также навигационное и связное оборудование размещены в кабине самолета.

Рисунок 3 Кабина учебно-тренировочного самолета

Рисунок 4 Типы ручек управления

Вместо традиционной ручки управления многие самолеты оборудованы штурвалом управления, либо джойстиком, выполняющим ту же самую функцию.

Основными органами управления, используемыми для пилотирования самолета являются органы управления полетом (ручка управления и педали управления рулем направления) и органы управления двигателем (рычаг управления двигателем и органы управления воздушным винтом).

Для управления рулем высоты штурвал перемещается вперед или назад; для управления элеронами - поворачивается влево или вправо. На некоторых самолетах имеется боковая ручка управления (джойстик), представляющая собой миниатюрную ручку управления, расположенную сбоку кабины или на центральной консоли. Термин ручка управления относится к любому типу органа управления самолетом.

Пространственное положение самолета

Пространственное положение самолета вместе с силой тяги, обеспечиваемой воздушным винтом, позволяют самолету поддерживать необходимую траекторию полета. В этом заключается суть управления самолетом. Таким образом, задача пилота состоит в установлении пространственного положения самолета и мощности двигателя, контроле реакции самолета на эти управляющие воздействия с помощью приборов и при необходимости – внесении соответствующих корректив. Этот процесс и называется пилотированием самолета. Говоря упрощенно, пространственное положение самолета - это положение носовой части самолета относительно горизонта: выше, ниже, с наклоном влево или вправо и на сколько градусов. Примерное пространственное положение самолета определяется визуально, и этому нетрудно научиться.

Рисунок 5 Пространственное положение самолета: кабрирование и правый крен
Рисунок 5 Пространственное положение самолета: кабрирование и правый крен

 

Пилот управляет пространственным положением самолета в полете с помощью рулевых поверхностей. Они представляют собой поверхности, которые при отклонении изменяют характер воздушного потока вокруг крыла и хвостового оперения, вызывая изменение результирующих аэродинамических сил. 

 

 

 

 

 

 

 

ю

 

НАША ГРУППА В Контакте:

В Контакте Аэродром Кстово-Восточный Кстовский аэродром Площадка Толстобино Свидание в воздухе Полеты над городом

ПОГОДА НА АЭРОДРОМЕ КСТОВО:

Метеоинформация UWGG

Телеграм-бот: @AutotafBot

Погода Стригино

Прогноз от Gismeteo

Динамическая карта Ventusky

Динамическая карта Vindy

Атлас площадей прогнозирования

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЛЕТА

Карта Аэродромов и вертодромов

Подать план через СППП

Подать план через FPLN.RU

Нижегородский Центр ОВД - 88312693965

Московский Зональный Центр ЕС ОрВД - 84956628040

Самарский Зональный Центр ЕС ОрВД - 88462791897